УККО (карельск. и финск.), Исянен, Уку (эстонск.), Ванаме́ес, Ва́нем
(«старик, дед, старший»), Таевата́ат («небесный дед»), Ва́на та́ат,
Ванаи́са, в прибалтийско-финской мифологии верховный бог, громовержец.
Ср. также Пикне, Кыу, Эйке — персонификации грома и персонификация грома
и молнии, с которыми мог отождествляться Уку у эстонцев. Укко — старик с
седой бородой, в голубой накидке, разъезжающий на колеснице по каменной
небесной дороге. Основной атрибут Укко — молния, топор, меч и т. п. носят
вторичный характер. «Громовые когти» Укко связаны с архаичным
представлением о птице-громовержце. Укко катает небесные камни (гром) и
поражает громом и молнией злых духов, которые могут скрыться от него
только в воде. Он — хранитель скота, помогает молоть хлеб; известны
молитвы XVII в., обращённые к грому с просьбой об урожае. Святилищами Укко
были рощи и камни, которым молились об излечении от болезней и о
хорошем урожае. М. Агрикола (XVI в.) упоминает Укко как покровителя
урожая. Агрикола описывает священный брак Укко и его жены Рауни. Когда
жена Укко ругается, бог начинает сердиться, гремит гром, идёт плодородный
дождь, обеспечивающий урожай. По-видимому, имя Рауни — ранний эпитет Укко:
ср. финск. raunio, «куча камней» (камни — атрибут Укко); по другой
этимологии, финск. rauni восстанавливается из герм. *fraujan, ср. готск.
frauja, «господин» (ср. скандинавскую Фрейю). Культ Укко-«старика» связан
также с культом предков. Иногда имя Укко выступает в функции обращения к
любому божеству и сближается со значением Юмала.
|