ЧЁРТ (рус. «чёрт», «чорт», укр., белорус. чорт, словен. crt, чеш.,
словац. cěrt, польск. czart, вероятно, из праслав. «проклятый»), в
славянской мифологии злой дух. Образ Чёрта дохристианского происхождения,
но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на
его позднейший облик: в фольклоре и народных картинках Чёрты —
антропоморфные существа, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостами и
копытами. В русской средневековой живописи облик Чёрта отличается от
человеческого остроголовостью (или волосами, стоящими дыбом — шишом:
отсюда эвфемизмы типа шиш, шишига), иногда — крыльями за спиной. У
восточных славян Чёрт — родовое понятие, часто включающее всю нечисть
(«нежить», «не-чистики»): водяных, леших, домовых и т. д. Само
происхождение нечисти в народных легендах связывается с ветхозаветным
мифом о падших ангелах (в русских легендах Чёрты — ангелы, уставшие славить
бога): сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в
поле, превратившись в духов отдельных урочищ. Вместе с тем собственно Черты
отличаются от прочей нечисти и местами своего обитания (преисподняя,
где они мучают грешников, болото, перекрёстки и развилки дорог), и
свободой передвижения (повсюду, вплоть до церкви ночью), и способностью к
оборотничеству (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, змея,
чаще — в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, могут
принимать облик знакомого — соседа, мужа и т. п.). С вездесущностью Чёрта
связаны запреты поминать их и многочисленные эвфемизмы: лукавый, враг,
шут, окаяшка, чёрный, немытик, анчутка, куцый, корнахвостик, лысой,
пралик и др. Чёрт в народных верованиях постоянно вмешиваются в жизнь
людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным
поступкам («вводят во грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных,
провоцируют на преступление, самоубийство (самоубийца — «чёрту баран»
или лошадь), пытаются заполучить душу человека; свои души продают Чёрту
колдуны и ведьмы (чертихи). Черты могут жить семьями, по другим поверьям —
соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети, упыри (ср.
западноевропейских инкубов). Когда Чёрт вселяется в человека, тот
заболевает, начинает кликушествовать. Чёрты могут также насылать непогоду,
метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий болезни,
уносящий проклятых детей; вихри — беснующиеся Чёртов, чёртовы сваты («чёрт с
ведьмой венчается»); если бросить в вихрь нож, он окрасится кровью.
Черты особенно опасны в «нечистых» местах в определённое время суток (от
полночи до первых петухов, реже — в полдень) или года (на святки и в
канун Купалы). В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным
миром: тогда Чёрты призываются в заговорах, во время гаданий и т. п.
|