ВАРНА (др.-инд. «цвет», «внешний облик», «вид»,
«род», «качество», «достоинство», «разряд людей»), социальный институт,
относящийся к сословной структуре древнеиндийского общества и глубоко
укоренённый в древнеиндийской мифологии. Впервые четыре Варна
(без употребления слова «Варна») упоминаются
в «Пуруша-сукте» «Ригведы», где излагается происхождение Варна
из частей тела первочеловека Пуруши:
«Когда Пурушу расчленили..., его рот стал брахманом, его руки сделались
раджанья [кшатрии], его бёдра — вайшья, из ног родился шудра»
(РВ X 90). Более поздние памятники повторяют как идею четырёх Варна,
так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя,
родоначальника традиции, при этом употребляется и само слово «Варна».
В поздней брахманской литературе Варна возникают
из бога-творца Брахмы,
иногда из частей тела Вишну (обычно в воплощении Кришну), изредка
из Шивы. Одна из самых известных версий сюжета мифологической
трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы
социальной структуры (в данном случае в Варна)
содержится в «Законах Ману» (где варновая структура общества получила
свою кодификацию): «А ради процветания миров он [Брахма] создал из своих
уст, рук, бёдер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру» (I 31);
«А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых
от уст, рук, бёдер и ступней установил особые занятия. Обучение,
изучение [вед], жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других,
раздачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. Охрану
подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед]
и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу
скота, и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед],
торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно
занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением»
(I 87-91, ср. X 45). В этом же памятнике приводится и другая версия
происхождения Варна — от великих риши,
сыновей Ману и внуков Брахмы; от Кави (Бхригу) — брахманы,
от Ангираса — кшатрии, от Пуластьи — вайшьи, от Васиштхи — шудры (III
198), ср. также «Брахманы, кшатрии и другие варны произошли от Ману,
поэтому они манавы» (Мбх. I 75, 3188). Последовательность возникновения Варна
также известна в ряде вариантов. Основной из них предполагает
постепенное возникновение Варна и состояние, когда все
люди были добродетельными и, следовательно, брахманами (по одному
из вариантов, впоследствии красные брахманы стали кшатриями, жёлтые —
вайшьями, чёрные, «потерявшие чистоту» — шудрами; Мбх. XII 181, 13).
По некоторым вторичным источникам, напр. джайнским, первыми возникли
кшатрии, потом вайшьи и, наконец, брахманы и шудры. Философизированный
вариант упанишад предлагает концепцию развития, по которой из брахмана
как божественной ипостаси создана Кшатра, ипостась воинской Варна
(т. е. боги — кшатрии: Индра, Варуна, Сома и т.п.), затем Виш, ипостась
вайшьев (т. е. васу, рудры и т.п.), и, наконец, Варна
шудр (Брихад.-уп. I 4, 11-14). Такое соотнесение социальных функций
(магико-юридической, жреческой, воинской, производственной), данных
в ипостасной форме, божеств данной функции и, наконец, Варна
в основе своей весьма архаично и подтверждает некоторые положения
теории трёх социальных функций Ж. Дюмезиля. В данном случае важен
параллелизм и изоморфизм человеческих Варна
и божественных классов: в основе тех и других находится некий общий
образец, характеризующийся четырёхчленной структурой иерархического
устройства и особым соотношением элементов (3+1). Шудры оказываются
единственной Варна, лишённой социальных функций,
признаваемых в индо-арийском обществе почётными и полезными. Первые три Варна
считались принадлежащими к «дваждырождённым» (поскольку они проходили
через посвящение, рассматривавшееся как второе рождение), а шудры —
«однорождёнными», лишёнными посвящения (в «Законах Ману» III 15 они
называются даже «лишёнными рождения»). Такая четырёхчленная структура,
совпадая с другими её образами и воплощениями (четыре времени жизни,
четыре юги — великих века, схемы города, храма, тетрады богов и т.д.)
соотносится с обеими структурами схемы древа
мирового, выражающимися в числе горизонтальной (число
четыре) и вертикальной (три). Цветовая символика Варна
(брахманы — белый цвет, кшатрии — красный, вайшьи — жёлтый, шудры —
чёрный) тоже имеет нередко соответствие в распределении цветов,
характеризующих схему мирового древа. Эта цветовая символика Варна
в ряде текстов (Мбх. XIV 36-39, «Законы Ману» XII 24-50 и др.) получает
семантическую интерпретацию в оценочно-характерологическом плане: белый
цвет брахманов — благость, красный цвет кшатриев — страсть, жёлтый цвет
вайшьев — смешение двух первых качеств, чёрный цвет шудр — темноту.
Но у этой четырёхчленной цветовой системы есть двоичный образ универсального
характера (белый-чёрный). В мифопоэтических текстах есть указания
на то, что классическая четырёхварновая система выводится из более
древней двоичной системы. На двучленные структуры ориентируют древнейшие
свидетельства об употреблении слова «Варна»; «убивая
дасью, он [Индра] оказывал покровительство варне ариев» (РВ III 34, 9);
«Боги усмиряют гнев дасы, да приведут они нашу варну к благополучию
(РВ I 104, 2); «Агастья, могучий праотец, который. желал детей,
потомства и силы, поддерживал обе варны» (РВ I 179, 6). Эта двоичность
нередко встречается и в более поздних текстах, правда, с изменением
членов противопоставления. Один из ранних примеров —
в «Тайттирия-брахмане» (I 26): «Брахман и шудра противостоят по различию
кожи. Брахман — божественная варна, шудра же — асурская»
(т. е. демонская). Впрочем, выражение «асурская варна» появляется уже
в «Ригведе» (IX 71, 2), и оно может быть интерпретировано как то, что
предшествует Варна шудр. Дасью (дасы) представляли
собой автохтонное племя, враждебное ариям и отличавшееся от них тёмным
цветом кожи. Уже само наличие двоичного противопоставления «Варна
ариев» — «Варна дасов» (РВ I 104, 2; II 12, 4; III
34, 9) при том, что дасы определяются как чёрные, отсылает
к правдоподобной реконструкции: белый (арии) — чёрный (дасы) как
обозначение своего и не своего (чужого). Употребление термина «Варна»
в значении «сословие» появляется лишь в период брахман (Шат.-бр.
V 5, 4, 9, VI 4, 4, 13).
|