МУСА (Musa), в мусульманской мифологии пророк.
Соответствует библейскому Моисею.
Коранический рассказ о Мусе (см. 2:48-130; 7:101-160; 10:76-88; 20:8-97;
26:9-67; 28:2-76; 40:24-56) следует в основном библейскому. Основные
эпизоды: чудесное спасение Мусы-ребёнка, его воспитание при дворе Фирауна
(фараона), женитьба в Мидиане, борьба с Фирауном, объявившим себя богом и
строившим башню, чтобы достигнуть неба. Много внимания уделяется
чудесам (чудо с посохом, с прокажённой рукой и др.), рассказывается о
переходе через море и гибели преследователей, о поклонении тельцу, о
ниспослании скитающимся в пустыне "манны и перепелов". В Коране, в
отличие от библейского рассказа, Мусу спасает жена Фирауна. Появляются
мотивы наущения шайтана в эпизоде убийства Мусы египтянина (28:14), мотив
желания Мусы разжечь факел от божественного огня (20:10; 28:29), эпизод
заступничества за Мусу некоего благочестивого человека при дворе Фирауна
(40:29-31). Особое место занимает рассказ о путешествии Мусы вместе с
неким "рабом аллаха" (18:59-81), божескую мудрость в поступках которого
Муса не мог поначалу понять.
Впрочем, многие комментаторы считали, что в этом эпизоде идёт речь о
другом Мусе. Коран видит в Мусе, так же как в Исе и других пророках,
предшественника Мухаммада, учившего тому же (42: 11); поэтому проводятся
прямые параллели между отношением неверных к Мусе и Мухаммеду (73:15).
Как и Мухаммада, Мусу называют колдуном (7:106) и безумцем (26:26), ему
отказываются верить, так как он просто человек (23:49) (ср. также
отношение к Нуху, Ибрахиму).
|