ЛЕБЕДЬ. В мифопоэтической традиции образ Лебедя
тесно связан с Афродитой,
Аполлоном, Зевсом, Ледой,
Орфеем, Брахмой, Сарасвати
и др., со святыми, например с шотландским святым Катбертом, обычно
изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя и
выдры. Особое значение имеет мотив обращения в Лебедя
громовержца Зевса, увлечённого красотой Леды, который является вариантом
и трансформацией мифологемы о космическом яйце и составляет часть мифологического и сказочного
сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Лебедя в девицу
и девицы в Лебедя: Лебедь (море);
прекрасный юноша похищает одежду, девица не может вернуть себе свой
прежний облик и становится женой юноши, ставя ему некое условие
табуистического характера; юноша случайно нарушает табу, его жена
обретает одежду из перьев, превращается в Лебедя и
улетает в своё царство, за море, унося с собой весну, солнце,
плодородие. В одной румынской рождественской колядке "лебединая" девица
требует от юноши, чтобы он совершил путешествие на небо и добыл брачный
венец и птицу, которая пела бы на их свадьбе; святой Василий в раю
одаривает юношу, и тот возвращается к деве-Лебедю.
Сюжет брака человека с животным (птицей) распространён у многих народов,
он нашёл отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой,
превращающийся в Лебедя, например, в ряде русских
сказок, и т.д.) и в именослове [ср., напр., "лебединое" имя Сванхильд в
скандинавских мифах, а также имя Кикн (греч. kukyos, "лебедь")], у ряда
персонажей греческой мифологии (см. в ст. Кикн).
Лебедь связан и с солнцем; так, в "Тайттирия-брахмане"
(III 10, 9, 11) некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в
золотого Лебедя, летит на небо и соединяется с солнцем.
Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем -
умирающий Лебедь, который в минуту смерти взмывает
вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик ("лебединая
песня", ср. античную легенду, получившую законченную форму у Эсхила -
Agam. 1445 и Цицерона - De oratore, 3, 2, 6 и др.) и, мёртвый,
низвергается в воду. Образ Лебедя выступает как символ
поэта, певца и высоты поэзии (ср. "Лебедь" Г. Р. Державина,
"Царскосельский лебедь" В. А. Жуковского). Эта символика в своей основе
связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе Лебедя,
выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого
одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества,
совершенства, но и смерти. В связи с этим особенно важно
противопоставление в мифе и сказке белого и чёрного Лебедя(жизнь
- смерть, добро - зло). Нередко тёмные силы маскируются образом белого Лебедя,
вслед за этим обычно следует их разоблачение (ср. пословицу о лебедях,
оказавшихся гусями, как актуализацию мотива обманутых обещаний,
неподлинности, лживости). Противопоставление этих начал нередко
реализуется в орнитологическом коде - Лебедь и ворон
(ср. игру в ворона, преследующего лебедей, а также австралийский миф о
том, как горные вороны бросали свои перья на раненых, лишённых перьев
братьев, превращая их в чёрных Лебедей), Лебедь
и совы, Лебедь и ласточки. Образ Лебедя
используется и как элемент астрального кода; так, в римской мифологии
Цигнус (Cygnus, букв. "лебедь") оказывается на небе как северное
созвездие Млечного пути. Иногда Лебедь выступает в
качестве тотема: якуты вели своё происхождение от девицы-Лебедя,
бурятские роды Шарят и Харят - от брака шамана с девицей-Лебедем,
небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода
чёрных Лебедей. В отдельных случаях образ Лебедя
приобретает редкие значения. В кетском мифе Лебеди,
сопровождающие Томэм, выступают как вестники весны и тепла.
Мифологические значения Лебедей клишируются в
геральдике и (шире) в поэтической символике произведений прикладного
искусства (Лебедь как знак поэта; Лебедь
под лавровым деревом; Лебедь, поющий при веянии
ветерка; Лебедь, поющий на гробнице; два Лебедя
у кипариса, к которому прислонена лира; Лебедь,
падающий в воду, и молния; Лебедь на водах; Лебедь
и орёл, от которого он отворачивается, и т.п.).
|