ЕДИНОРОГ, мифическое животное (в ранних традициях с
телом быка, в более поздних - с телом лошади, иногда козла), именуемое
по наиболее характерному признаку - наличию одного длинного прямого рога
на лбу. Самые ранние изображения единорога (как однорогого быка) встречаются в
памятниках культуры 3-го тыс. до н.э., в частности на печатях из
древних городов долины Инда - Мохенджо-Даро и Хараппы, представляя собой
один из наиболее значимых священных образов. Символ единорога отражается и в
"Атхарваведе" (в мифе о потопе, во время которого Ману привязал корабль к
рогу единорога), и в "Махабхарате". С воздействием этой позднейшей индийской
традиции исследователи связывают появление образа единорога в западноазиатских
(ближневосточных) и раннеевропейских мифологических системах. Греческая
(Ктесиас, Аристотель) и римская (Плиний Старший) традиции рассматривали единорога как реально существующего зверя и связывали его происхождение с
Индией (или Африкой). В переводах Ветхого завета с единорогом идентифицировали
зверя rem (евр., "лютый зверь"). Символика единорога играет существенную роль в
средневековых христианских сочинениях, восходящих к греческому тексту
"Физиолога" (2-3 вв. н.э.); единорог рассматривается как символ чистоты и
девственности. Согласно "Физиологу", единорога может приручить только чистая
дева; отсюда - более поздняя христианская традиция, связывающая единорога с
девой Марией и с Иисусом Христом. Сюжеты, связанные с единорогом, встречаются и в восточном (включая китайский и
мусульманский), и в западноевропейском (немецкая сказка о портном и семи
мухах) фольклоре. В русских "азбуковниках" 16-17 вв. единорог описывается как
страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого
заключена в его роге. Именем единорога названо экваториальное
созвездие (лат. Monoceros). Символ единорога занимает существенное место в
геральдике: единорог изображался как на династических и государственных
(напр., шотландском, а позднее британском), так и личных гербах, в т. ч.
в 18 в. на гербах некоторых русских знатных родов, в частности графа П.
И. Шувалова, в бытность которого начальником оружейной канцелярии
получил развитие введённый на Руси ещё в 16 в. обычай называть
"инрогами" ("единорогами") артиллерийские орудия (с изображением единорога).
Рогу единорога, под видом которого в средневековой Европе распространялись
бивни китов-нарвалов (именуемых также единорогами), приписывались
целебные свойства при лечении различных болезней, укусов змей (по
фольклорным представлениям, единорог своим рогом очищает воду, отравленную
змеем) и пр.
|